Ключевые нововведения в деятельности Росреестра, «гаражная амнистия», электронные услуги

С услугами Росреестра сталкивался в своей жизни каждый, кто имел дело с регистрацией прав на недвижимость. В последние годы ведомство много внимания уделяет открытости и удобству: сокращаются сроки регистрации, разрабатываются новые полезные сервисы, упрощается подача документов для получения государственных услуг, вносятся законодательные изменения.

О работе Росреестра и последних крупных изменениях в работе ведомства расскажет руководитель Управления Росреестра по Калининградской области Кристина Подскребкина.

Расскажите, какой деятельностью занимается Росреестр?

Одна из основных задач Росреестра – это ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Это единый ресурс, в котором содержится исчерпывающая информация о характеристиках объектов недвижимости. Например, данные о площади и виде объекта, его границах и правообладателе.

Также в полномочия Управления входит осуществление надзорных функций в части соблюдения требований земельного законодательства, геодезическая деятельность. Деятельность Росреестра очень обширна.

Одним из наиболее интересных законодательных нововведений последних лет было начало реализации так называемой «гаражной амнистии».

Да, действительно, гаражная амнистия позволяет гражданам до 1 сентября 2026 года бесплатно получить в собственность государственные и муниципальные земельные участки, на которых находятся их гаражи. Программа распространяется на гаражи, построенные до 29 декабря 2004 года. Для получения земельного участка под гаражом необходимо обратиться в местную администрацию.

С 1 июля также вступил в силу закон о продлении программы «дачной амнистии» до 1 марта 2031 года. Программа предусматривает упрощенный порядок оформления прав граждан на индивидуальные жилые и садовые дома, возведенные до 14 мая 1998 года. Помимо оформления прав собственности на дом, оформляются также в собственность сами участки, на которых расположены такие дома.

Как и в случае с «гаражной амнистией» для того, чтобы воспользоваться программой необходимо обратиться в местную администрацию и подать заявление о предоставлении участка под существующим жилым домом, приложив любой предусмотренный законом документ, подтверждающий факт владения домом.

 — В прошлом месяце в подаче документов в Росреестр произошли крупные изменения, можете рассказать об этом подробнее?

С 29 июня вступили в силу изменения в закон «О государственной регистрации недвижимости» — один из самых важных законов, регулирующих деятельность Росреестра. Изменениями исключается перенаправление из МФЦ в Управление документов на бумажном носителе. Теперь они переводятся в электронный вид и в таком формате направляются в Росреестр. Это позволяет гражданам получать документы на два дня раньше, так как ранее два дня затрачивалось на перенаправление документов между ведомством и МФЦ.

Кроме того, с 29 июня исключен почтовый способ направления документов в Росреестр. Подать документы для регистрации можно в любом городе, в котором есть офисы МФЦ.

Также одно из важных нововведений, касающихся буквально всех получателей наших услуг – это отмена «регистрационной надписи» – специального штампа, проставляемого Росреестром на всех договорах для подтверждения государственной регистрации сделки. Результат оказания государственной услуги будет удостоверяться только выпиской из реестра недвижимости.

— Сейчас Росреестр активно развивается в сторону цифровизации и электронного предоставления услуг. Какие у электронной регистрации преимущества – это удобнее или быстрее?  

И удобнее, и быстрее. Для удобства заявителей предусмотрены разные варианты подачи документов в электронном виде: через личный кабинет на сайте Росреестра, через сайт Госуслуг (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи — УКЭП). Можно обратиться через нотариусов, застройщиков, кадастровых инженеров и кредитные организации, в том числе использующие не только сайт Росреестра, но и иные электронные площадки, тогда цифровая подпись не понадобится. Для электронных обращений у нас сокращенные сроки рассмотрения от 1 до 3 дней, а также предусмотрено снижение государственной пошлины на 30%.

Данный вид обращения в регистрирующий орган позволяет гражданам получать государственные услуги без посещения офисов МФЦ в режиме онлайн.

— Мы слышали, что на территории Калининградской области компаниями-застройщиками не востребована электронная подача документов, но это могло бы упростить и ускорить процесс регистрации многоквартирных домов.

Да, в 2020 году в Закон были внесены изменения, согласно которым застройщик имеет право на подачу заявления о регистрации права собственности на объект долевого строительства без участия третьих лиц, то есть самих дольщиков. Изменения в части новых полномочий застройщиков создали благоприятные условия для активного развития электронного документооборота. Мы на регулярной основе собираем круглые столы, открытые диалоги с застройщиками, рассказываем про особенности подачи документов через личный кабинет в режиме онлайн. Пока услуга действительно не сильно востребована, но мы надеемся, что застройщики отойдут от старых представлений о Росреестре и оценят электронную регистрацию по достоинству.