О порядке рассмотрения обращений о нарушении обязательных требований

Управление Росреестра по Калининградской области продолжает серию публикаций, в которых доступно освещаются положения законодательства о государственном земельном надзоре. В данной статье речь пойдет о порядке рассмотрения обращений о нарушении обязательных требований.

Напомним, что к компетенции Управления Росреестра, как органа государственного земельного надзора, относится принятие мер реагирования по фактам самовольного занятия земель и использования земель лицами, не имеющими предусмотренных законодательством прав на них, по фактам использования земельных участков не по целевому назначению и неиспользования в течение установленного срока   земель, предназначенных для строительства и личного подсобного хозяйства, в указанных целях.

Ежедневно в адрес Управления поступают обращения граждан и организаций, содержащие просьбу провести проверку, принять меры реагирования, привлечь к ответственности за те или иные нарушения. Заявители обращаются различными способами – почтой, при личном посещении, по электронной почте, посредством платформы обратной связи единого портала государственных услуг и т.д. Однако к рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (статья 59), то есть для принятия обращения в качестве основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, может быть принято не любое обращение, а только то, которое, во-первых, содержит сведения о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или угрозе их причинения, а во-вторых, подано способом, предусмотренным законом.

Предусмотрены следующие способы подачи обращения:

— непосредственно в контрольный (надзорный) орган либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично (гражданину необходимо будет предъявить документ, удостоверяющий личность, а представителю гражданина или организации кроме того и документ, подтверждающий его полномочия);

— посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети «Интернет», а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов.

Если обращение поступит иным способом (например, почтой, электронной почтой либо без прохождения процедуры идентификации и аутентификации), сотрудники Управления предложат заявителю пройти процедуру установления личности (полномочий на представление интересов заявителя).

Как уже было отмечено, обращение должно содержать сведения о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или угрозе их причинения. Такие сведения заявитель, как правило, получает из имеющихся в его распоряжении документов, общедоступных источников информации, при наблюдении за определенным объектом. Например, о признаках самовольного занятия земель заявитель может узнать из имеющихся в его распоряжении топографического плана, схемы, заключения кадастрового инженера, оказывавшего услуги по выносу границ земельного участка на местность, либо при просмотре публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru). О признаках нецелевого использования земельного участка заявители узнают, как правило, посредством личного наблюдения за земельным участком и изучения сведений публичной кадастровой карты.

Иными словами, в распоряжении заявителя чаще всего имеется источник информации (документ, фотоматериал, результаты собственных измерений), послуживший поводом для возникновения обеспокоенности в связи с наличием признаков нарушений. Такие документы, Управление всегда рекомендует прикладывать к обращению в обоснование доводов о наличии нарушения.

Рассматривая поступившие сведения, Управление может запросить у заявителя, в том числе в устной форме, дополнительные сведения и материалы, поэтому приветствуется указание в обращении контрактного номера телефона либо адреса электронной почты заявителя для уточнения информации.

Внимание! Если личность заявителя, полномочия представителя заявителя не установлены, либо обнаружена недостоверность сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе их причинения, контрольные (надзорные) мероприятия в связи с поступлением обращения проводиться не могут. Заявителю в таком случае обязательно будет направлен ответ в срок, не превышающий 30 дней, с разъяснением положений законодательства и оснований для отказа в проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

 

Отдел государственного земельного надзора, геодезии и картографии

Управления Росреестра по Калининградской области