Установлена уголовная ответственность за преступления в сфере государственных и муниципальных закупок

Изменения вступили в силу с 04.05.2018.

Законодателем введены новые составы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления в сфере государственных и муниципальных закупок. Уголовный кодек РФ дополнен новыми статьями:

Статья 200.4. УК РФ Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Статья 200.5. УК РФ Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

При этом, под злоупотреблением понимается совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, которое причинило крупный ущерб.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего включает незаконную передачу последнему денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

При этом, такие действия не должны подпадать под понятие взятки должностному лицу и коммерческого подкупа должностному лицу коммерческой организации.

Внесены изменения в ст. 151 УПК РФ, уголовные дела об указанных преступлениях будут расследоваться следователями Следственного комитета РФ.
Внесение поправок продиктовано устранением пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в названной сфере со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты. Поскольку, как показала практика, не все деяния подпадают под нормы уголовного закона.

Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг).

Указанные деяния могут причинять существенный ущерб бюджетной системе Российской Федерации, а также участникам бюджетных правоотношений, являющимся заказчиками или участниками закупки.

Прокурор Озерского района
советник юстиции Д.А. Медведев