Ключевые нововведения в деятельности Росреестра, «гаражная амнистия», электронные услуги
С услугами Росреестра сталкивался в своей жизни каждый, кто имел дело с регистрацией прав на недвижимость. В последние годы ведомство много внимания уделяет открытости и удобству: сокращаются сроки регистрации, разрабатываются новые полезные сервисы, упрощается подача документов для получения государственных услуг, вносятся законодательные изменения.
О работе Росреестра и последних крупных изменениях в работе ведомства расскажет руководитель Управления Росреестра по Калининградской области Кристина Подскребкина.
— Расскажите, какой деятельностью занимается Росреестр?
Одна из основных задач Росреестра – это ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Это единый ресурс, в котором содержится исчерпывающая информация о характеристиках объектов недвижимости. Например, данные о площади и виде объекта, его границах и правообладателе.
Также в полномочия Управления входит осуществление надзорных функций в части соблюдения требований земельного законодательства, геодезическая деятельность. Деятельность Росреестра очень обширна.
— Одним из наиболее интересных законодательных нововведений последних лет было начало реализации так называемой «гаражной амнистии».
Да, действительно, гаражная амнистия позволяет гражданам до 1 сентября 2026 года бесплатно получить в собственность государственные и муниципальные земельные участки, на которых находятся их гаражи. Программа распространяется на гаражи, построенные до 29 декабря 2004 года. Для получения земельного участка под гаражом необходимо обратиться в местную администрацию.
С 1 июля также вступил в силу закон о продлении программы «дачной амнистии» до 1 марта 2031 года. Программа предусматривает упрощенный порядок оформления прав граждан на индивидуальные жилые и садовые дома, возведенные до 14 мая 1998 года. Помимо оформления прав собственности на дом, оформляются также в собственность сами участки, на которых расположены такие дома.
Как и в случае с «гаражной амнистией» для того, чтобы воспользоваться программой необходимо обратиться в местную администрацию и подать заявление о предоставлении участка под существующим жилым домом, приложив любой предусмотренный законом документ, подтверждающий факт владения домом.
— В прошлом месяце в подаче документов в Росреестр произошли крупные изменения, можете рассказать об этом подробнее?
С 29 июня вступили в силу изменения в закон «О государственной регистрации недвижимости» — один из самых важных законов, регулирующих деятельность Росреестра. Изменениями исключается перенаправление из МФЦ в Управление документов на бумажном носителе. Теперь они переводятся в электронный вид и в таком формате направляются в Росреестр. Это позволяет гражданам получать документы на два дня раньше, так как ранее два дня затрачивалось на перенаправление документов между ведомством и МФЦ.
Кроме того, с 29 июня исключен почтовый способ направления документов в Росреестр. Подать документы для регистрации можно в любом городе, в котором есть офисы МФЦ.
Также одно из важных нововведений, касающихся буквально всех получателей наших услуг – это отмена «регистрационной надписи» – специального штампа, проставляемого Росреестром на всех договорах для подтверждения государственной регистрации сделки. Результат оказания государственной услуги будет удостоверяться только выпиской из реестра недвижимости.
— Сейчас Росреестр активно развивается в сторону цифровизации и электронного предоставления услуг. Какие у электронной регистрации преимущества – это удобнее или быстрее?
И удобнее, и быстрее. Для удобства заявителей предусмотрены разные варианты подачи документов в электронном виде: через личный кабинет на сайте Росреестра, через сайт Госуслуг (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи — УКЭП). Можно обратиться через нотариусов, застройщиков, кадастровых инженеров и кредитные организации, в том числе использующие не только сайт Росреестра, но и иные электронные площадки, тогда цифровая подпись не понадобится. Для электронных обращений у нас сокращенные сроки рассмотрения от 1 до 3 дней, а также предусмотрено снижение государственной пошлины на 30%.
Данный вид обращения в регистрирующий орган позволяет гражданам получать государственные услуги без посещения офисов МФЦ в режиме онлайн.
— Мы слышали, что на территории Калининградской области компаниями-застройщиками не востребована электронная подача документов, но это могло бы упростить и ускорить процесс регистрации многоквартирных домов.
Да, в 2020 году в Закон были внесены изменения, согласно которым застройщик имеет право на подачу заявления о регистрации права собственности на объект долевого строительства без участия третьих лиц, то есть самих дольщиков. Изменения в части новых полномочий застройщиков создали благоприятные условия для активного развития электронного документооборота. Мы на регулярной основе собираем круглые столы, открытые диалоги с застройщиками, рассказываем про особенности подачи документов через личный кабинет в режиме онлайн. Пока услуга действительно не сильно востребована, но мы надеемся, что застройщики отойдут от старых представлений о Росреестре и оценят электронную регистрацию по достоинству.