О праве граждан на обращение в органы власти
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемым правом человека и гражданина в Российской Федерации.
Основное место среди нормативных актов федерального уровня занимает Федеральный Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в том числе и органами прокуратуры.
Указанный порядок распространяется на все обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в ином порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами.
Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Кроме того, граждане имеют право:
1) представлять дополнительные документы и материалы;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Помимо прав, Федеральным законом 59-ФЗ установлены обязанности граждан при направлении обращений.
Гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращение может быть направлено в форме электронного документа. В этом случае гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Федеральный закон устанавливает сроки регистрации и рассмотрения обращения:
— обращение должно быть зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления;
— в течение 30 дней со дня регистрации обращение должно быть рассмотрено. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на это лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Необходимо также обратить внимание на то, что сроки исчисляются в календарных днях, а не рабочих.
В случае нарушения порядка рассмотрения обращения граждан предусмотрена административная ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Прокурор Озерского района советник юстиции Д.А. Медведев