Ответственность за преступления в сфере оборонно-промышленного комплекса
Оборонно-промышленный комплекс России (Далее – ОПК) – совокупность научно исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов, и т.п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт. Сфера ОПК — одна из тех, куда из бюджета направляются колоссальные денежные средства, что в свою очередь является хорошей «площадкой» для коррупции в колоссальных размерах, что наносит огромный ущерб по бюджету страны.
Выделение государством значительного объема средств на развитие оборонно-промышленного комплекса, перевооружение армии и флота требует принятия комплекса мер по противодействию их хищению и нецелевому расходованию, пресечению фактов включения в систему кооперации предприятий-производителей фирм-посредников и фирм-однодневок, завышения фактически выполненных объемов работ, использования более дешевых материалов, чем предусмотренные проектной документацией, непроведения конкурсных процедур при закупке оборудования и иных нарушений.
Приоритетная задача Прокуратуры — выявление и предотвращение преступлений коррупционной направленности в сфере ОПК.
Уголовный кодекс РФ не содержит специальных норм, посвященных преступлениям, совершенным в сфере оборонно-промышленного комплекса. В этой связи ответственность за преступные деяния при исполнении контрактов в рамках государственного оборонного заказа наступает по статьям кодекса общей направленности в зависимости от характера преступных действий.
Так, к числу наиболее часто выявляемых преступлений в данном направлении надзорной деятельности относятся: мошенничество, злоупотребление полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, получение взятки, служебный подлог, халатность и пр., ответственность за которые варьируется от штрафа в размере 80 тыс.рублей до лишения свободы.
Актуальность и проблематика этого вопроса, а равно условия сложной международной обстановки диктуют необходимость продолжения проверочных мероприятий на всех предприятиях, включённых в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, а равно привлеченных ими для исполнения контрактных обязательств организаций – соисполнителей.