ПАМЯТКА для органов местного самоуправления по профилактике межнациональных конфликтов, терроризма и экстремизма
До планирования и осуществления работы должностному лицу муниципального образования, ответственному за организацию деятельности в указанной сфере, рекомендуется ознакомиться с основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы противодействия и профилактики экстремизма и терроризма на территории Российской Федерации.*
В соответствии с действующим законодательством:
— органы местного самоуправления являются субъектами противодействия экстремизму (п. 4 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года) и участвуют наряду с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в противодействии указанной деятельности в пределах своей компетенции (ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»);
— крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии (п. 13 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года);
— в решении вопросов местного значения органы местного самоуправления должны действовать исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
— деятельность органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих экстремистским проявлениям и совершению террористических актов, а также осуществление воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской и террористической деятельности, должно основываться на принципе приоритета мер предупреждения указанных явлений (ст.ст. 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»). Меры организационного и правового характера должны разрабатываться с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму (п. 25 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года);
— статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» органы местного самоуправления (наряду с гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти) наделены правом в случае выявления в сети Интернет информационных материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, принять меры к информированию об этом Роскомнадзора России с целью рассмотрения вопроса ограничения доступа к запрещенной информации на территории России;
— деятельность органов местного самоуправления должна исходить из необходимости разработки и осуществления комплекса мер по повышению эффективности профилактики, совершенствования правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму, принятия на муниципальном уровне целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов, своевременного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций, консолидацию усилий с органами государственной власти, институтами гражданского общества и организациями. Требуются согласованность действий с государственными органами и формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов, разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности (п.п. 26, 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, п. 11 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации);
— органы местного самоуправления в участвуют в деятельности по профилактике правонарушений в соответствии со своими полномочиями, — деятельность органов местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна отвечать цели предупреждения правонарушений и антиобщественных действий, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);
— допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов является основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку (пп. 5 п. 2 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Факт установления на федеральном и региональном уровнях ответственности за допущение должностными лицами муниципального образования названных негативных последствий обязывает органы местного самоуправления разрабатывать и проводить эффективную профилактическую работу в указанной сфере.
Анализ судебной практики свидетельствует о том, что к неисполнению органом местного самоуправления требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма может быть отнесено неиспользование предоставленных законом полномочий, проявление пассивности и незаинтересованности в профилактике экстремистской деятельности.
При этом, невозможность реализации названных мер ввиду отсутствия финансирования на указанные цели не может служить основанием для бездействия в сфере профилактики экстремизма и терроризма, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение его требований с финансовыми возможностями муниципального образования.
Реализация мер в сфере профилактики экстремизма и терроризма должна осуществляться в обязательном, приоритетном и плановом порядке, основанном на результатах анализа состояния законности, с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз, а также мониторинге состояния межнациональных и межрелигиозных отношений.
* Список действующего законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму:
— Конституция Российской Федерации;
— Уголовный кодекс Российской Федерации;
— Кодекс РФ об административных правонарушениях;
— Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»;
— Федеральный закон «О противодействии терроризму»;
— Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
— Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»;
— Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;
— Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
— Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом РФ 28.11.2014;
— Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009;
— Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 14.11.2013;
— Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015.