Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований как мера профилактики нарушения.
Действующее законодательство о государственном контроле (надзоре)
основано на принципе приоритетности проведения профилактических
мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям
(проверкам, рейдовым осмотрам, инспекционным визитам и др.). Важность
профилактики нарушений обязательных требований сложно переоценить,
ведь «предупредить болезнь» всегда лучше и эффективнее, чем бороться
с недугом и его последствиями. Остановимся на одном из основных
инструментов профилактики нарушений – предостережении
о недопустимости нарушения обязательных требований.
Управлением Росреестра по Калининградской области в связи с
выявленными признаками самовольного занятия земель, нецелевого
использования земельных участков и неиспользования земельных участков,
предназначенных для целей строительства, в 2023 году объявлено более
4 тысяч предостережений о недопустимости нарушения обязательных
требований, в первом полугодии 2024 года – порядка 2 тысяч
предостережений. Единственной и главной целью предостережений являлось
информирование лиц, которым они объявлены, об обнаруженных признаках
нарушений в их действиях (бездействии), акцентирование внимания на
недопустимость совершения нарушений и побуждение к добровольному
прекращению действий (бездействия), в которых содержатся признаки
нарушения.
Стоит отметить, что в отличие от предписания предостережение не
является обязательным для исполнения, ответственность за его неисполнение
не предусмотрена. Дело об административном правонарушении в связи
с объявлением предостережения не возбуждается, ведь факт нарушения
не установлен, обнаружены лишь его признаки или зафиксирован момент
подготовки к совершению правонарушения. Именно в этом и заключается
смысл профилактики нарушений: не применять карательные меры по факту
нарушения, а принимать меры к недопущению совершения
административного правонарушения.
Предостережение всегда содержит предложение принять конкретные
меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. При этом оно не
может содержать требование о представлении каких-либо сведений или
документов. Контролируемое лицо не обязано представлять в надзорный
орган отчет о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных
требований, такая обязанность законом не предусмотрена. Но и
игнорировать предостережение не стоит: если какие-то меры в связи
получением предостережения предприняты, а тем более, когда нарушение
устранено, всегда лучше проинформировать об этом контрольный
(надзорный) орган. Если же контролируемое лицо продолжает осуществлять
действия, имеющие признаки нарушения, например, продолжает использовать
участок, не принимая мер к оформлению прав на него, несмотря на
объявленное ранее предостережение, то органом надзора может быть решен
вопрос о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, например,
проверки, по итогам которого могут быть уже применены меры
административной ответственности и выдано предписание, исполнение
которого будет носить обязательный характер, а его неисполнение будет уже
административно наказуемо.
На случай, если контролируемое лицо не согласно с предостережением,
законом предусмотрена возможность направления в контрольный
(надзорный) орган возражения на предостережение. И здесь нужно помнить о
сроках. Направить возражение в Управление можно не позднее 30 дней со дня
получения предостережения.
Возражение обязательно будет внимательно изучено, контролируемому
лицу не позднее 30 дней будет направлен письменный ответ с обоснованием
позиции Управления, а сведения о поступившем возражении будут внесены в
Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Подведем итог:
Предостережение – это разъяснение контрольного (надзорного) органа
по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных
последствий для граждан в случае совершения ими административного
правонарушения. Это форма наименее обременительного воздействия
контрольного (надзорного) органа для граждан и организаций, нежели
привлечение их к административной ответственности.
Отдел государственного земельного надзора, геодезии и картографии
Управления Росреестра по Калининградской области